Июль

- Кузьма и Демьян. "Казьма-Демьян пришли - на покос пошли".  Разгар сенокошения. Собирают красильные растения. Идет прополка огородов.  - Андрей Налива. "На Андрея озими в наливах дошли, а батюшка овес до половины дорос", "Овес в кафтане, а на грече и рубахи нет". "Озими в наливе, а греча на всходе". Примечали: "Каков Андрей Налива - таков и Калинник (29 июля/11 августа)".  - Афанасий Афонский. "Афанасьев день - месяцев праздник". Выходят смотреть на играние месяца. Если месяц при восходе виден, то он кажется как будто перебегающим с места на место, или изменяющим свой цвет, или то прячется за облака, то из них выходит. Все это происходит оттого, что месяц справляет в этот день свой праздник. Играние месяца - примета счастливая. "На Афанасия Афонского месяц на восходе играет - к урожаю".  - Казанская. Прокопий Жатвенник. Начинали уборку ржи. "Зажин ржи". "Коли на Казанскую (на летние Прокопы) черника поспевает, то поспела и рожь". Прокопий Жнец, прокопий Жатвенник - зажинают рожь. В день Казанской весь червец (насекомое, дающее краску) собирается под один куст. - Прокл. "Святой Прокл - великие росы".  "Проклова роса - сеногнойная". "На Святого Прокла - поле от росы промокло". Прокловы росы считаются целебными, особенно от глазных болезней; от Прокловой водицы "изводится очной призор".  - день Кирика, Улиты и Владимира.  "На Владимира Красное Солнышко солнце краснее светит".  "Кто на Кирика и Улиту жнет, тот маньяки видит (видения)". "Улита едет - когда-то будет..." Женщины праздновали день "матушки Улиты", почитая ее своей заступницей. По народному календарю этот день считался серединой лета.  - Афиноген. День этот имеет большое значение для начала жатвы: "Первый колосок Фино-гею, последний Илье (20 июля/2 августа) на бороду".  "Придет Финогей с теплом до со светом, уберешься загодя со жнитвом; Финогей с дождем - копногной, хлеб в снопе прорастет".  "На Финогена молись солнышку - проси Бога о вёдрышке". Финогенов день к Илье пророку навстречу идет - жнитво солнышком блюдет". Примечали: "На Афиногена пташки задумываются". "На Афиногена притихают пичужки". Лето перешло (перешагнуло) знойный возраст. Холодают ночи. - Макринин день. Макриды. "Макрида снаряжает осень, а Анна (25 июля/7 августа) -зиму". Смотри осень по Макридам: "Макрида мокра и осень мокра, Макрида суха и осень тоже". "Коли на Макриду мокро, то страда ненастная". "Вёдро на Макриду - осень сухая". "Коли на Макриду дождь - вся осень дождливая и не будет орехов - все повымокнут". День Макриды считается важным и для будущего года. "Коли на Макрины дождь, на следующий год уродится рожь". - Илья Пророк. Ильин день. С Ильина дня идет поворот на осень, хотя лето со своей жарой еще простоит долго. Заканчивается сенокос: "Илья Пророк - косьбе срок" - начинается жатва. "Зажин" обычно обставлялся своими обрядами. Жницы брали с собой в поле хлеб и соль. Нажавши первый сноп, садились на него и угощались, пели обрядовые песни.  Было принято также первый сноп украшать цветами и лентами.  Затем его проносили по деревне и ставили в избе в почетный - "красный" угол со словами: "Это Илье на бороду" или "Вот тебе, Илья, борода, а на будущий год уроди нам хлеба города". "Первый сноп - первый осенний праздник". С первого обмолота ржи было принято выпекать хлеб нового урожая и угощаться им. "Новая новина на Ильин день". В торжественной обстановке проходила выпечка "зажиночного хлеба" - хлеба из муки нового урожая. Вынутые из печи румяные и душистые караваи хозяйка окропляла колодезной водой и накрывала чистым полотенцем, "чтобы они дошли". На середину праздничного стола клали новый каравай.  Разрезали его не спеша и одаривали всех присутствующих за столом. Первым подавали ломоть самому старшему по возрасту мужчине - "батюшке-пахарю". Тот благославлял новый хлеб - "новину". "То и веселье ильинским ребятам, что новый хлеб". "Илья Пророк в поле копны считает". "У мужика та и обнова на Ильин день, что новинкой сыт". "Рожь поспевает к Ильину дню, убирается на Успение". "Пророк Илья лето кончает, жито зажинает". "На Илью до обеда лето, после обеда осень". "С Ильина дня ночь длинна и вода холодна". "До Ильина дня (до Ильи) мужик купается, а с Ильи с водой прощается". "До Ильи поп дождя не умолит, после Ильина дня баба фартуком нагонит". "До Ильина дня тучи по ветру идут, после Ильина дня - против". "Илья словом дождь держит и низводит".  "Илья грозы держит, Илья хлебом наделяет". "До Ильина дня в сене пуд меду, после Ильина - пуд навозу". "В ильинском сене сладимая яства для скотины". "С Ильина дня работнику две угоды: ночь длинна да вода холодна". "На Ильин день олень копыто обмочит - вода холодна". "На Ильин день в поле не работают". "На Ильин день снопов не мечут: грозой спалит". "На Ильин день и камень прозябнет (утренники)". "Придет Илья, принесет гнилья (дождей)". "На Ильин день где-нибудь от грозы загорается", "Илья Пророк разъезжает по небу на огненной колеснице". "На Ильин день скота не выгоняют в поле (боясь грозы или градов, коим в этот день дана воля)". "На Ильин день зверь и гад бродят по воле". "С Ильи Пророка, после покоса, волчьи выходы (норы) открываются". Первый выезд на волков. Примета: "Если затравят зверя - весь год будет счастливая охота". На Ильин день перегоняют пчел, подчищают ульи, подрезают первые соты. "Богат как ильинский сот". "После Ильи комары перестают кусаться". "Муха кусает до Ильина дня, питается; после Ильина дня запасается". "До Ильина дня и под кустом сушит, а после ильина дня и на кусте не сохнет".  "До Ильина дня дождь в закром, а после Ильина дня - из закрома". Но вместе с тем ильинский дождь считается целебным, им окачиваются и умываются от призора (дурного глаза) и от разных болезней. К Ильину дню заборонивай пар. "До Ильи - хоть одним зубом (пашню) продери". "К Ильину дню хоть хлыстом (кнутом) прихлыстни, да заборони". "За Ильину ночь конь наедается, а мужик высыпается". - Мария Магдалина. Марьи - добрый день. Примечали: "Коли на Марью сильные росы - льны будут серы и косы". "На Марью вынимают цветочные луковицы". Было у этого дня еще одно название - Мария Ягодница: в лесах идет сбор черной и красной смородины, черники. - Борис и Глеб Летние. "Борис и Глеб - поспел хлеб". К этому времени хлеба полностью поспели, начиналась страда. "На Бориса и Глеба - пали копны: гроза жжет копны (у тех, кто работал в этот день)". - Анна Зимоуказательница, Анна Холодная. По этому дню предсказывают время наступления и характер будущей зимы. "Анна приносит холодные утренники". "Припасает на день Анны зима холодные утренники". "Если на Анну холодный утренник, то зима будет ранняя и холодная; если вдет дождь, то зима снежная". "Светлая и теплая погода предвещает холодную зиму, а если идет дождь -зима снежная и теплая". "Какова погода на Анну до обеда, такова зима до декабря; какова погода после обеда, такова погода после декабря". - Пантелеймон Целитель. Николай Кочанов. "На Пантелея Целителя и Николу Ко-чанского капуста в кочаны завивается".  - Каллиник. В этот день в северных губерниях опасаются утреннего заморозка, предпочитая ему туман, почему крестьяне и говорят: "Пронеси, Господи, Каллиники мороком (туманом) , а не морозом". Мороки - мрачное туманное время - неблагоприятное для пчел; пасечники замечают: "В мороки пчеле ходу нет". Теплый Каллиник обещал сохранность ячменей и овсов: "На Каллиника туман - припасай закром (косу) для овса с ячменем". - Сила. "Святой Сила прибавит мужику силы". "На Силу святителя и бессильный богатырем живет (от сытной пищи, с нового хлеба)". "Дожить бы бабе до Силина дня да с яровым управиться, так засилья прибавится".  "Кто посеет рожь на Силу - родится сильно". - Евдоким. Евдокимово заговенье. Заговенье перед Успенским постом, про который народ говорит: "Успенский пост не голодный".  Об эту пору всего много: и хлеба нового, и слетья разного (овощей), и плодов, и ягод.

Hosted by uCoz